ПАМЯТКА ТУРИСТУ, выезжающему в БОЛГАРИЮ
Порядок прохождения границы России и Болгарии
Все документы, необходимые для прохождения границы (загранпаспорт с визой, авиабилет, ваучер, страховка) являются индивидуальными. Таможенный и паспортный контроль туристы проходят самостоятельно. Регистрация на рейс в международном аэропорту начинается за 3 часа до вылета и заканчивается за 40 минут. Если Вы несвоевременно прибудете на регистрацию, авиакомпания вправе не принять Вас на борт самолета. При возникновении подобной ситуации рекомендуем Вам незамедлительно связаться с сотрудником агентства по месту приобретения тура. Если это Вам сделать не удалось, СКАТТ попытается помочь Вам добраться до места отдыха, однако все связанные с этим затраты будут отнесены на Ваш счет.
Во избежание непредвиденной ситуации, внимательно изучите изложенные в авиабилете условия и правила перевозки пассажиров и багажа. Не провозите в ручной клади ножи и любые другие острые предметы.
Вопросы перевозки детей, специального багажа, животных просим уточнять при приобретении тура.
Перевозка беременных женщин производится при наличии медицинского заключения, оформленного за 7 дней и менее до даты авиаперелета и обменной карты с подтверждением отсутствия опасности преждевременных родов. В отсутствии данных документов авиакомпания вправе отказать в авиаперевозке или потребовать медицинское освидетельствование в аэропорту вылета (такая процедура может быть платной). Не рекомендуется перевозить новорожденных детей до семидневного возраста. Просим уточнить указанную информацию в авиакомпании, осуществляющей Вашу авиаперевозку, так как такие правила у разных авиакомпаний могут отличаться.
Норма провоза багажа - 20 кг + 5 кг (ручная кладь).
Обращаем Ваше внимание, что за осуществление авиаперевозки ответственность несет авиакомпания, руководствуясь Воздушным кодексом РФ и международными соглашениями в области воздушных перевозок. Некоторые нормативные акты при определенных условиях ограничивают ответственность авиакомпании или освобождают от нее. Основные правила совершения воздушной перевозки изложены по тексту авиабилета. По обязательствам авиакомпании, в том числе за задержку вылета рейса, сохранность багажа, СКАТТ дополнительной ответственности не несет. Претензии по качеству авиаперевозки направляются в адрес авиакомпании или в адрес продавца Вашего тура (в зависимости от договора, заключенного между Вами и продавцом тура).
ВНИМАНИЕ! Особенностями чартерной авиаперевозки является то, что в зависимости от коммерческой загрузки и при наличии соответствующего соглашения с авиакомпанией, к полномочиям фрахтователя рейса относится возможность изменения времени вылета и замена типа воздушного судна. Безусловной гарантией пассажира чартерного авиарейса является вылет (туда и обратно) в определенные условиями тура и авиабилетов сутки и определенное условиями тура место, однако час вылета, тип транспортного средства, класс размещения в салоне самолета и аэропорт прилета\вылета в пределах места назначения может быть изменен. Об изменениях времени вылета Вас обязано уведомить туристское агентство. При изменениях в обратном вылете Вас уведомит об этом принимающая Сторона. Указанная информация не является безусловной и не лишает Вас возможности обратиться с претензионными требованиями в адрес туристского агентства, которые будут рассмотрены в установленном законом порядке.
Таможня
Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен (декларация обязательна), ввоз и вывоз национальной валюты запрещён. Неистраченные левы можно обменять перед отъездом из страны. Для этого необходимо представить справку о первоначальном обмене из обменного бюро.
Разрешён беспошлинный ввоз 200 сигарет, 50 сигар, 250 г табака, литра крепких спиртных напитков или 2 л вина, 50 мл духов, 250 мл одеколона или другой парфюмерной продукции. Запрещён ввоз неконсервированных продуктов питания. Без специального разрешения нельзя ввозить и вывозить предметы и вещи, представляющие историческую, художественную или археологическую ценность. Драгоценности, видеокамеры, компьютеры и другие дорогостоящие вещи подлежат декларированию.
Порядок выезда детей Российской Федерации:
Согласно действующему законодательству, дети до 18 лет имеют право выезжать за рубеж в сопровождении родителей (родителя). Если ребенок выезжает в сопровождении других совершеннолетних лиц, на паспортном контроле при выезде необходимо предъявить оригинал нотариально заверенного разрешения-доверенности на выезд ребенка, подписанного обоими родителями. В доверенности необходимо указать сроки поездки. В случае несовпадения фамилии у родителей и детей необходимо предъявить оригинал свидетельства о рождении. Для выезда детей с одним родителем нотариально заверенная справка от второго родителя не требуется.
Если ребенок вписан в паспорт родителя и на момент выезда ему исполняется 6 лет, в паспорте обязательно должна быть вклеена его фотография.
Дети достигшие 14 лет, должны иметь собственный загранпаспорт.
Визовый режим
Для посещения Болгарии гражданам России нужна виза, для оформления которой необходимо: 1 цветное фото 3,5x4,5 см на каждого туриста, включая детей, вписанных в паспорт, загранпаспорт со сроком действия не менее 3 месяцев после окончания поездки, анкетные данные (подробности – на сайте). Виза для детей до 5 лет (включительно) бесплатна. Срок оформления визы – 7 рабочих дней.
Страховка
Медицинская страховка «РЕСО-Гарантия» действует на территории Болгарии.
Страховой полис выдается при оформлении медицинской страховки с возмещением медицинских расходов при несчастном случае и/или болезни до 15 000 евро. При необходимости получения бесплатных медицинских услуг (амбулаторных и/или стационарных) необходимо обязательно срочно связаться по телефону, указанному на страховом полисе. Телефонный разговор с оператором оплачивается на месте (компенсация расходов производится в Новосибирске при предоставлении счета)
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТУРА
Вашими документами для осуществления тура являются:
1. Загранпаспорт с вклеенной в него визой.
2. Туристский ваучер – документ, устанавливающий Ваше право на туристские услуги и подтверждающий факт их оказания. Содержанием Вашего ваучера в зависимости от услуг, являющихся содержанием тура, как правило, является: фамилии и имена туристов, их даты рождения, период тура, наименование отеля, его условная категория, тип питания, информация о трансфере. Кроме того, на ваучере имеется упоминание о принимающей стороне. По тексту туристского ваучера имеются ссылки на адреса и телефоны офисов принимающей стороны. Туристский ваучер состоит из трех отрывных частей – одну часть Вы предъявите трансферному гиду, вторую часть Вы предъявите на стойку «Ресепшн» при регистрации проживания в отеле, третья отрывная часть останется у Вас до окончания Вашего путешествия.
3. Авиабилеты по числу туристов (включая детей). В тексте авиабилета указывается дата, номер и время рейса, а также информация об обратном вылете. Авиабилеты необходимо сохранять до конца Вашего туристической поездки.
4. Страховой полис на медицинское обслуживание в стране временного пребывания (перечень страховых услуг указывается по тексту страхового полиса).
Указанные документы Вы обязаны получить по месту приобретения тура или, при наличии таковой договоренности с Вашим туристским агентством, в аэропорту вылета.
Организация отдыха в Болгарии
Авиаперелет в Болгарию длится около 6 часов. После прохождения паспортного контроля не забудьте получить багаж и пройдите вместе с ним на выход из здания аэропорта. Для переноски багажа Вы можете воспользоваться платными услугами соответствующих служб аэропорта. Рекламации по багажу (при их наличии) незамедлительно заявите представителю авиакомпании, осуществлявшей Ваш рейс.
На выходе из здания аэропорта вас будут ждать представители фирмы СКАТТ в Болгарии с табличкой.
Если у Вас групповой трансфер – перевозка группы осуществляется по маршруту «аэропорт-отель» с заездом в отели по усмотрению гида в зависимости от места временного проживания туристов трансферной группы.
Если у вас индивидуальный трансфер - перевозка осуществляется по маршруту «аэропорт-отель».
Внимательно прослушайте информацию, которую гид сообщит по пути следования в отель. Задайте гиду интересующие Вас вопросы.
Убедительно просим Вас серьезно отнестись к информационной встрече в отеле, время которой назначит гид. На этой встрече Вы получите сведения об обратном трансфере, регионе, возможных экскурсиях, мерах безопасности, услугах отеля и другую полезную информацию.
В каждом отеле имеется информационный стенд (папка) принимающей стороны, на котором размещается информация об экскурсиях, обратном трансфере, вылете и др. По любым возникающим вопросам в ходе тура Вы можете позвонить в офис принимающей стороны по телефону, указанному на ваучере.
ВНИМАНИЕ! Не позднее, чем за один день до окончания тура ознакомьтесь с информационным стендом принимающей стороны в Вашем отеле на предмет выяснения информации о времени трансфера, дате и часе обратного вылета. В том случае, если Вы не обнаружили необходимой информации, незамедлительно свяжитесь с офисом принимающей стороны (необходимые реквизиты указаны по тексту туристского ваучера). В день отъезда заблаговременно произведите расчеты в отеле и доставьте багаж до дверей выхода из главного здания отеля. Час выезда из отеля определяется принимающей стороной с учетом маршрута перевозки и необходимости своевременного (не позднее, чем за два часа) прибытия в аэропорт. Обратный трансфер будет осуществлен от отеля до площади здания аэропорта. После выхода из транспортного средства - получите багаж, пройдите вместе с ним в здание аэропорта, подойдите к стойке регистрации Вашего рейса. Регистрация пассажиров бизнес-класса как правило (по усмотрению авиакомпании и администрации аэропорта) имеет отдельную стойку.
РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ
В соответствии с международными положениями расчетный час в отелях в 12:00 местного времени. В день приезда расселение в номера осуществляется после 14:00. Как у любого гостя отеля, у Вас имеется возможность ознакомиться с предоставленным номером и обратиться с вопросами (при их наличии) к службе администрации отеля («Ресепшн»). Обращаем Ваше внимание, что предоставление номеров в соответствии с указанными в ваучере характеристиками, является прерогативой администрации отеля.
Категория Вашего номера указана по тексту туристского ваучера; содержание специальных туристских терминов Вам обязано предоставить туристское агентство по месту приобретения тура. Вместе с тем, предлагаем Вам ознакомиться с основными терминами, которые могут быть указаны по тексту Вашего туристского ваучера.
STD – комната (номер) для проживания туристов, оборудованная по определенному отелем стандарту. Как правило, большая часть номерного фонд отелей состоит из стандартных номеров.
SNG - одноместное размещение в стандартном номере (предоставляется одна кровать).
DBL – стандартный номер рассчитанный на проживание двух человек (предоставляется одна большая двуспальная кровать или две односпальные, в зависимости от концепции отеля. Некоторые отели допускают размещение в стандартном двухместном номере несовершеннолетних детей (+1 или +2). В зависимости от концепции проживания в отеле предоставляется дополнительное спальное место или кровать.
CHD – ребенок (в основном от 2 до 12 лет)
ROH – размещение туриста в любом здании отеля (комплекса зданий отеля) и (или) предоставления номера без уточнения его характеристик из номерного фонда отеля по усмотрению администрации.
SEА VIEW – «Вид на море» подразумеваются номера, обращенные к морю, однако они вовсе необязательно гарантируют открытый пространственный вид на море.
Просим ознакомиться на месте с условиями пользования мини-баром, спортивным инвентарем, бассейном, сауной, правилами посещения ресторанов и баров, проката машин, лодок, другими услугами отеля и придерживаться установленных правил. Просим учесть, что мы не можем гарантировать наличие указанного в каталоге спортивного инвентаря именно в тот момент, когда Вы пожелаете им воспользоваться. При большом спросе может оказаться, что инвентарь или оборудование уже заняты. Ознакомьтесь с установленным порядком на этот счет, что поможет Вам правильно спланировать свой отдых.
Рекомендуется сдавать ключ от номера на стойку регистрации отеля, в случае его утери поставить в известность администрацию. В большинстве отелей установлен штраф за порчу и утерю ключа (выясните размер штрафа у гида или сотрудников отеля). Драгоценности, деньги, документы рекомендуем хранить в сейфе, который находится в номере или размещен при службе регистрации отеля. Безусловную сохранность материальных ценностей и возмещение ущерба обеспечивает только наличие соответствующего договора хранения, заключенного между Вами и хранителем. Альтернативным вариантом может являться договор страхования по риску «хищение материальных ценностей», заключенный между Вами и страховой компанией.
В день выезда к 12:00 необходимо освободить свой номер и оплатить дополнительные услуги: телефонные переговоры, мини-бар, заказ питания и напитков в номер, массаж и другие дополнительные услуги. Свой багаж Вы можете оставить в камере хранения отеля и оставаться на территории отеля до приезда трансферного транспорта. Если Вы не сдали номер до 12:00, стоимость комнаты оплачивается полностью за следующие сутки. Ранний выезд из отеля (до 12-часов последнего дня проживания) не компенсируется.
ПИТАНИЕ. При таких вариантах питания, как «полупансион» (HB), «полный пансион» (FB) и «все включено» (all inclusive) услуга, как правило, начинает действовать в день прибытия с предоставления ужина и заканчивается завтраком. В случае прибытия в ночные часы ужин не предоставляется. Для посещения ресторанов системы «А ля карт» требуется предварительное резервирование мест или дополнительная оплата (включая многие отели с системой питания «все включено»). Меню системы питания и напитков определяется администрацией отеля. В каждом отеле могут быть свои правила, нюансы рекомендуем уточнить у гида или служащих отеля.
Для питья рекомендуем использовать минеральную воду, которую можно приобрести в магазинах и барах отеля (при системе питания «Все включено» в некоторых отелях возможно получение питьевой воды в бутылке в баре отеля).
Не допускается приносить в ресторан отеля собственные напитки. Не разрешено выносить за пределы ресторана продукты, взятые со шведского стола.
РЕКЛАМАЦИИ. При наличии рекламаций ВАМ НЕОБХОДИМО в первую очередь связаться по телефону с гидом или офисом принимающей стороны. НЕОБХОДИМО составить протокол по недостаткам с участием гида и представителя администрации отеля. В случае неудовлетворения претензии на месте:
- 1. Вам необходимо как можно раньше позвонить в фирму, отправившую Вас из РФ, для ликвидации возникших проблем.
- 2. Вы вправе направить письменную претензию в адрес туристского агентства по месту приобретения тура (если проблемы так и не будут устранены).
Полезная информация
Болгария находится в юго-восточной Европе на Балканском полуострове, граничит с Турцией, Грецией, Румынией и Сербией. Основная религия - восточно-православное христианство.
Климат. В летние месяцы температура воздуха составляет от +23 до +27°С, а воды – от +17 до +25°С.
Язык. Национальный язык в Болгарии – болгарский на основе кириллицы. Персонал в отелях и магазинах понимает и говорит на русском, немецком и английском языках
Валюта. Денежная единица Болгарии - ЛЕВ. 1ле.в = 100 стотинок. В обиходе купюры с номиналом 1,2,5,10,20 и 50 левов, а также монеты от 1,2,5,10,20 и 50 стотинок. Курсы валют 1EU = 1,95 лева, 1$ = 1,65 лева. Обмен валюты неограничен. Настоятельно советуем менять валюту в обменном бюро или в банке. Практически везде принимают все существующие кредитные карты.
Банки, почта и госучреждения работают с клиентами с 9.00 до 16.00 часов.
Время. Болгарское время отстает от московского на 1 час.
Электрическое напряжение в Болгарии 220 V. Пользоваться электроприборами можно без переходников. Розетки - евростандарт.
Транспорт. Автобусное сообщение между городами развито очень хорошо – автобусный парк современный и комфортабельный. В больших городах в автобусах, троллейбусах и трамваях билеты приобретаются у кондуктора. Предпочтительный вид транспорта по городу - такси. Стоимость проезда зависит от типа такси, марки машины, времени суток, зон обслуживания и т.п. Чтобы взять автомобиль напрокат, необходимо иметь международные права, кредитную карточку или достаточную сумму наличными. Офисы крупнейших компаний по аренде автомобилей (Херц, Эвис, Нэшнл и др.) находятся в аэропортах и крупных городах. Стоимость аренды автомашин - от 50 евро в сутки. Организация дорожной полиции очень схожа с ГИБДД России.
Позвонить домой можно из номера гостиницы, что значительно дороже, чем, если купить на рецепции гостиницы пластиковую телефонную карту и воспользоваться международным телефонным автоматом. Код России 007.
Магазины: Время работы с 9.30 до 18.00. Перерыв на обед в разных магазинах в период от 12.00 до 15.30. Небольшие магазины в курортных зонах часто работают без обеда и до 22 часов. Есть магазины круглосуточного обслуживания, некоторые работают по субботам и воскресеньям. В Болгарии покупают в качестве сувениров одежду с вышивкой, льняные ткани, коврики, духи из Долины роз, изделия из кожи, серебра ручной работы, изделия из меди и железа. Можно купить недорого и неплохого качества дубленки. Перед тем, как сделать крупную покупку, поинтересуйтесь таможенными правилами.
Болгарская кухня: Заслуживает особого внимания. Она имеет много общего с кухнями других балканских стран и Турции: острые приправы, обилие овощей, пикантный вкус. По традиции болгары предпочитают готовить пищу на открытых очагах - скара. Популярны такие блюда, как "кебаб" (мясо на вертеле), "кебабче" (жареные мясные колбаски), "шопский салат" (помидоры, огурцы, сладкий перец, репчатый лук, заправленные тертой брынзой, растительным маслом, уксусом, приправами), "гювеч" - тушеное мясо с картофелем и овощами, "каварма" (блюдо из мяса с грибами, луком и картофелем), "кашкавал пане" (панированный мягкий домашний сыр), "чушка бюрек" (обжаренный в яйце сладкий перец, фаршированный брынзой и помидорами). А перекусить можно баницей - пирожками из слоеного теста с брынзой. Баницу обычно едят со знаменитым болгарским кислым молоком. Очень необычен и холодный болгарский суп "таратор" (мелко нарезанные огурцы, укроп, чеснок и грецкий орех залиты разведенным болгарским "кисло мляко") И, конечно же, в стране, где выращивают 1300 сортов винограда, всегда на столе прекрасное вино. Цены в Болгарии на еду и вино невысокие (стакан болгарского пива - 80 центов, бокал местного вина - примерно 1 евро, порция шопского салата – 1,5 евро, горячее блюдо стоит, в среднем, 4-5 евро). Особенно славятся таверны в народном стиле, которые называются "механа" - в них подаются исключительно национальные блюда.
Чаевые: Как правило, в ресторанах и барах сумма чаевых составляет 10% от счета (если в него не входит плата за обслуживание), в дешевых закусочных - 1-2 лева, носильщику в отеле или аэропорту – 1-2 лева, таксисту - округляют счет в большую сторону.
Одежда. Для пребывания на курортах наиболее приемлема легкая хлопчатобумажная одежда. Пляжные наряды достаточно демократичны. Вечерние наряды достаточно простые, демократичные.
Аптечка. Тем, кто принимает лекарства, рекомендуем обязательно взять их с собой. Сформируйте аптечку первой помощи, которая поможет Вам при легких недомоганиях, сэкономит время на поиски лекарственных средств и избавит от проблем общения на иностранном языке. Кроме того, многие лекарства имеют за рубежом другие наименования. В летний сезон желательно иметь солнцезащитные очки и кремы для ухода за кожей с цифровыми обозначениями. Чем выше цифра, тем выше уровень защиты. Не пренебрегайте головными уборами, находясь долгое время на солнце.
Полезные телефоны
полиция – 166, дорожная полиция – 165, пожарная охрана – 160, cкорая помощь – 150, aвтосервис – 146.
Консульства:
Консульство России в Софии: 1113 г. София, бул. Драган Цанков, 28. Телефоны: 8 (10) (+359-2) 963-4021, 963-0914, 963-13-14, 963-44-58 (круглосуточно). Факс: (+359-2) 963-4103. Электронный адрес: sofia@cons.russia.bg Интернет адрес: www.russia.bg
Консульство России в Варне: 9000 Варна, ул. Македония, 53. Телефон: (+359 52) 60-27-18, 60-27-19. Факс: (+359 52) 60-27-22. Адрес электронной почты: varna@cons.russia.bg Генеральный консул: Щелкунов Анатолий Викторович
Консульство России в Бургасе: 8000 Бургас ул. Цар Симеон I 11. Телефон: (+359 56) 83-07-07. Факс: (+359 56) 83-07-33 E-mail: consulstvo_burgas@abv.bg
Обычаи и порядки. Как гость Вы должны уважать и проявлять терпимость к обычаям страны, в которую прибыли. До посещения храмов или мечетей выясните существующие на этот счет правила. Соответствующую информацию Вы можете получить у гида, а также на информационных страницах наших каталогов. В целях недопущения возникновения нежелательных инцидентов российским гражданам рекомендуется: проявлять дружелюбие к местному населению, считаться с образом его жизни; быть терпеливым, не грубить, не повышать голоса, не унижать достоинства местного населения; уважать местные обычаи и традиции, не проявлять высокомерия и пренебрежения к местной культуре, а также не допускать оскорбительных высказываний по отношению к гражданам и руководителям страны пребывания; не появляться в общественных местах или на улице в нетрезвом виде, равно как употреблять алкогольные напитки в местах, не отведенных для этих целей.
Необходимые советы и предостережения:
Перед началом путешествия снимите фотокопию с Вашего загранпаспорта и прочих документов, удостоверяющих Вашу личность (водительских прав и др.), и авиабилетов, и храните их отдельно от оригиналов. В случае утраты документов у Вас возникнет меньше проблем, прежде всего с билетами. В случае потери паспорта, авиабилета или багажа, просим Вас незамедлительно информировать об этом представителя принимающей стороны, который подскажет, каким образом Вы сможете решить возникшую проблему. Если проблема не может быть разрешена на месте, сообщите любым способом связи об этом по месту приобретения тура.
В отелях, учреждениях, информационных центрах и банках можно говорить по-русски, по-английски, по-немецки.
Обменивайте деньги исключительно в банках или официальных пунктах, но не на улице.
В оставленных на стоянке автомобилях не кладите на виду деньги, фотоаппараты и другие ценные вещи.
Не носите с собой крупные суммы денег, оставляйте деньги и ценности в гостиничном сейфе.
Если Вы заказали такси, проверьте, включен ли счетчик или потребуйте выдать Вам квитанцию после поездки.
При выезде из Болгарии, в отделении банка можно совершить обратный обмен левов, необходимо предъявить паспорт и подтверждение о предшествующей покупке левов в банке.
ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРИЯТНОГО ОТДЫХА!